Сайт Вингаловой Светланы

Конспект в подготовительной группе «СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ БЛОКАДНЫХ ГРАММ»

 Конспект  

в подготовительной  группе

 «СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ БЛОКАДНЫХ ГРАММ»

                                                                     Нет! – сказали мы фашистам,

                                                                     Не потерпит наш народ,

                                                                     Чтобы русский хлеб душистый

                                                                     Назывался словом «брот».

      С.Михалков «Быль для детей»

 Актуальность:

     Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — я считаю важной частью в своей педагогической деятельности. 

      К сожалению, во время приема пищи   в группе было замечено не всегда уважительное отношение к хлебу: дети могли раскрошить хлеб и даже бросить.

    В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого фашистами города. А людям нужно было работать, жить, выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

   Во время ВОВ жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней и ночей вражеской блокады. Жители города получали 125 грамм хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, выжить,  но и победить. Много жителей Ленинграда погибли в дни блокады от голода.

   Люди, видевшие и пережившие войну, голод, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи, хлеба в мусорное ведро.

  Цель:

Расширение представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;

Формирование основ патриотизма. Знать цену хлеба.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о жителях блокадного Ленинграда в годы ВОВ.

Учить помнить героическое прошлое наших участников войн.

Воспитательные:

Воспитывать  патриотические чувства, уважение к её историческому прошлому и гордость за её великую победу и благодарность за подвиги соотечественников в годы Великой Отечественной Войны.

Воспитывать уважение в память павших бойцов.

Развивающие:

Развивать  восприятие, память, внимание, воображение.

Расширить словарный запас, связную речь, активизировать словарь.

Словарная работа: блокада, «дорога жизни», паёк.

Материал:

Картинки, иллюстрации;

Художественное слово;

Ход совместной образовательной деятельности:

- Ребята, отгадайте загадку,  и вы узнаете, о чём пойдёт речь?

Загадка о хлебе:

Есть такие слова:           
"Он всему голова"           
Хрустящей корочкой одет           
Мягкий черный, белый…   Хлеб

- Ребята,  посмотрите на этот  маленький кусочек чёрного хлеба. (Показываю на ладошке чёрный хлеб.)

- Как вы думаете,  почему я хотела  поговорить именно о хлебе в канун праздника Дня  Победы? (Ответы детей)

    Во время Великой Отечественной войны на жителей города Ленинграда  (Санкт – Петербург) напали фашисты. Началась блокада.  Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей они были самые страшные, обрушился страшный  голод, а для жителей города блокада означала – смерть. Никакого подвоза продовольствия к городу не было. 

-  Кто из вас, ребята, слышал это слово -  блокада? Как вы думаете, что оно обозначает? (Дети высказывают предположения)

   Вражеские  немецкие войска  захватили, взяли в кольцо славный непокорный  город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в город и выйти из него. Именно это и называется блокадой.

    В городе оставалось более трёх  миллионов жителей, среди которых  были и дети, кругом был слышен вой сирены, постоянные обстрелы, летящие с неба бомбы. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, воды и еды. К людям все ближе подкрадывался голод, они болели, замерзали, страдали, погибали, но верили, что про них не забыли, о них помнят.

   Кто из вас слышал рассказ или видел по телевизору, как ленинградцы питались, чем кормились  во время блокады? (Дети делятся своими знаниями)      

    В это время главным врагом Ленинграда был голод, для жителей  самым вкусным и сладким для них была не конфета, а  единственный  продукт  питания был вот такой  (фото№1 и кусок хлеба чёрного) крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по  специальным карточкам (фото №2). Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было съесть. 

            Наш хлебный, суточный паек,

            Ладонь и ту не закрывает.

    Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.    Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.

     И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется!» Она была дороже денег, картин и шедевров искусства.

Пайка блокадного хлеба.

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

    Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок, он был  некачественный, пополам с целлюлозой  и прочими примесями.          

 

    Далеко за кольцом блокады было продовольствие -  мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг беспощадно  бомбил город и днём и ночью. Лишь только одна дорога связывала блокадный  осаждённый город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином,  поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев, по ней смогли эвакуировать, вывозить  часть населения (обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков) и доставляли самые необходимые продукты, медикаменты, боеприпасы для войск, поэтому её назвали «Дорогой жизни». (фото№3,4)

Дорогой жизни  шёл к нам хлеб.

Дорогой  дружбы многих, к многим.

Ещё не знают на земле.

Страшней и радостней дороги.

О.Берггольц «Ленинградская поэма»  4 глава

Дорога жизни.

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Всё  же идет машина.

Хлеб в Ленинград везет

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала

Эта дорога для нас!             (фото№5)

- Как вы думаете, что такое «дорога жизни»?  ( Ответы детей)

В память о Блокаде Ленинграда было написано большое количество стихов, картин, музыкальных произведений. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. (фото№6)

- Как вы думаете, глядя на вас, наши прадеды  обрадуются, за то, что вы бережно относитесь к хлебу?  

-А всегда ли вы всё съедаете?  ( Ответы детей)

-Вызовет ли радость  у старшего поколения то, что вы знаете цену хлебу, умеете беречь его?

Рефлексия:

-О чём мы беседовали?

-Почему в городе сложилось тяжелое положение?

-Что такое блокада?

-Сколько дней и ночей  продолжалась блокада Ленинграда?

-Что такое «Дорога жизни»?

-Где она проходила?

-Какие вы испытываете чувства, когда слушали стихи о блокадном Ленинграде?

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: